Воспитательная работа

 

Положение о службе медиации смотреть здесь
1. Введение.МАОУ СОШ №10
Воспитательная система

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Президентская инициатива «Наша новая школа»). Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.

В сложившейся политической, экономической, социально – культурной ситуации развития российского государства и общества очевидна необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию личности ребенка. Требуются существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые возможны лишь при системной организации образовательно-воспитательного процесса.

Происходящие в государственной и общественной жизни процессы создают реальные предпосылки для преобразования системы воспитания, моделирования в соответствии с собственным замыслом и учетом интересов и потребностей членов коллектива обучающихся, учителей, родителей.

Проблема «Всестороннего развития личности обучающегося, способной к саморазвитию и самосовершенствованию», над которой работают администрация и педагогический коллектив школы, коренным образом изменяет роль и место всех субъектов педагогического процесса. Деятельность участников образовательно-воспитательного процесса должна быть ориентирована на воспитание свободной, гуманной личности, на педагогизацию социальной среды, интеллектуальное и нравственное развитие дарований и способностей детей, обеспечение условий для самовыражения и самореализации личнос

Концептуальные основы.

Концепция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН «О правах ребенка»,. президентской инициативой «Наша новая школа». При разработке концепции воспитательной системы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №10 г.Таганрога были изучены, проанализированы и учтены следующие факторы:

- опыт разработки концепций воспитания в российской педагогике, основы философии образования, социологические исследования;

- новое осмысление образовательного и воспитательного пространства;

- разнообразные подходы к развитию творческой индивидуальности;

- традиции, практика и перспективы развития воспитательной системы;

- социально-экономическая и социально-педагогическая ситуация в городе, микрорайоне.

- возможности школы (научно-методические, кадровые, материальные) для осуществления преобразований в воспитательной деятельности.

Концептуальные положения.

Чтобы формулировать концептуальные положения воспитательной системы МАОУСОШ №10, необходимо определить, что такое воспитание в рамках образовательного учреждения.

С позиции педагогики личности

- воспитание – это процесс управления (ненасильственный элемент) развитием ребенка в содружестве со сверстниками, родителями, педагогами.

- воспитание –это процесс создания пространства, в границах которого у детей возникают и развиваются целеполагающие ориентиры.

Воспитательная система в МАОУ СОШ№10 имеет свою логику построения, функционирования, развития. Модель воспитательной системы можно представить следующими концептуальными идеями:

1. Идея гуманизации.

Воспитательную систему школы отличает открытость людям, семье, социуму, природе, миру, наличие системных связей с окружающей средой на каждом временном отрезке установления сбалансированного взаимоконтакта с ней.

2. Личностно-ориентированное образование, ставящее в центр ребёнка и его развитие, закладывающее механизмы самореализации, саморегуляции, самозащиты для становления самобытного образа человеческой личности, в диалоге с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

3. Культуросообразный характер системы с культом ребёнка как главной ценности, как субъекта культуры и социальной жизни, как субъекта общества.

Модель системы включает ценности, суть которых раскрывается в концепции:

- человек культуры как предмет воспитания;

- культура как среда, растящая и питающая личность;

- творчество как способ развития человека;

4. Идея развития общества через образование.

Превращение региона в культуросообразную эстетическую среду, где действуют законы нравственности (Добра, Милосердия, Гражданственности, Духовных смыслов), где осуществляется воспитание самой жизнью, яркой событийностью в условиях гуманистических отношений.

Вернуть воспитание в семью, сделать её очагом воспитания – значит гуманизировать весь регион, главные человеческие смыслы которого будут связаны с пробуждением интереса к воспитанию детей.

Интеграция образования в культуру, культуры – в образование и единое педагогическое пространство, где обеспечивается усвоение индивидуального социального опыта в процессе жизнедеятельности, вхождения в жизнь общества. Личностные смыслы определяют отношения личности к миру, социальную позицию, самосознание. Чтобы социализация происходила с наименьшими потерями, концепция воспитания закладывает механизм адаптации, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности.

Цели воспитательной деятельности предполагают поэтапное создание условий для самовыражения и самореализации личности в условиях модернизации образования: установление подобия между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к российской, донской культуре, принятие культурных ценностей в качестве своих без какого-либо противопоставления своей национальной культуры другим культурам.

Центром воспитания является личность ребенка:

Свободная личность – высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, умение нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор своей жизнедеятельности.

Гуманная личность – любовь к людям, всему живому, милосердие, толерантность, доброжелательность по отношению к людям другой веры, расы.

Нравственная, духовная личность – осознание принадлежности к русской культуре, уважение национальных ценностей, знание традиций семьи, города, развитие духовных потребностей, понимание красоты и гармонии окружающего мира.

Практичная личность - подготовка человека к жизни, готовность выпускника жить в условиях рыночной экономики, обладание практическими знаниями в области экономики, компьютерной грамотности, осознание необходимости включения подростков в трудовые отношения взрослых.

Творческая личность – творчество проявляется во всех сферах жизнедеятельности: учении, труде, досуге; создание ситуации индивидуального успеха; демонстрация опыта, достижений в творческой деятельности через конкурсы, выставки, фестивали, отчетные концерты.

Одновременно множество социально-педагогических факторов оказывают влияние на становление человека. Воспитание в силу этого представляется как двусторонний процесс, включающий момент адаптации личности к нормам общественной жизни и момент творчества, созидание норм собственной жизни, преобразование социальных условий. Педагогу важно вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развитии и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме.

Исходя из основных принципов и идей воспитания, школа ставит перед собой следующие задачи:

-формирование национального самосознания;

-духовное, художественно-эстетическое воспитание на национальной основе;

-физическое воспитание учащихся, формирование в них сознательного отношения к своему здоровью;

- подготовка учащихся к полноценной жизнедеятельности в современном мире;

- творческое сотрудничество со взрослыми.

Основные подходы к моделированию воспитательной системы школы

Субъект, объект воспитания.

Чтобы получить целостную систему развития ребенка, важно обеспечить действительное соединение обучения, воспитания и развития. Любая деятельность должна стать для ребенка формой движения к более глубокому пониманию современной культуры, в создании которой он участвует своим поведением, отношением к людям, самому себе. Наша воспитательная модель создавалась в процессе продуктивной деятельности всех субъектов воспитательной системы. Разрабатывая цели воспитания, творческая группа педагогов школы выстроила четкую систему ценностей, связных с саморазвитием личности.

Составные части воспитательной системы.

Субъект системы воспитательного процесса – педагоги МОБУСОШ №10, обучающиеся, родители, другие взрослые.

Главная роль в данной системе отводится педагогу. От его профессиональной компетенции, знаний законов развития личности зависит эффективность внедрения воспитательной системы.

Педагог:

- обеспечивает целостность, последовательность, преемственность организационных форм воспитания и обучения на всех уровнях образования;

- обучает личность методам и приемам самопознания;

- учитывает цели, задачи, принципы и формы организации образовательно-воспитательного процесса;

- создает условия для успешно раскрытия творческих способностей ребенка во всех видах жизнедеятельности;

- учитывает особенности каждого ребенка для проявления им самостоятельной деятельности;

Ребенок, участвуя в жизнедеятельности школы:

- вносит свои коррективы в воспитательную систему;

- определяет вид деятельности;

- влияет главным образом на изменение форм, методов воспитания.

Родители, как представители социума:

- вносят конструктивные предложения по организации образовательно-воспитательной деятельности;

- влияют на взаимодействие: ребенок-педагог-коллектив;

- вносят вклад в создание условий для комфортного пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Объект моделирования – воспитательная система

МАОУ СОШ №10

Она должна максимально отвечать интересам детей, родителей, целям педагогического коллектива. Творческая группа, разрабатывая воспитательную систем, рассмотрела ее в различных аспектах:

- наши возможности как образовательного учреждения;

- социальная среда микрорайона, где расположена МАОУСОШ №10;

- взаимодействие МАОУСОШ №10 с другими учреждениями и организациями;

- образовательно-воспитательное пространство микрорайона школы.

Без такого анализа невозможно внедрение данной системы в образовательно-воспитательный процесс и получение положительных результатов.

III Этапы становления воспитательной системы МАОУСОШ №10:

Зарождение, становление и развитие воспитательной системы МАОУСОШ №10 являются этапами длительного сложно процесса, происходящего под влиянием множества

объективных и субъективных факторов, вносящих существенные изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего социума.

Концептуальная система предполагает 5 этапов своего становления и характеризуется такими признаками, как

- целостность

- системность