В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007№309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные федеральные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС в1 классах во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011-2012 учебного года.
С целью подготовки организованного перехода на новые федеральные образовательные стандарты начального образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и модернизациии российского образования с 2010-2011 учебного года МОБУ СОШ №10 осуществляет опережающее введение ФГОС начального общего образования, работая в режиме апробационной площадки уровня образовательного учреждения, максимально используя возможности группы продлённого дня при организации внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в условиях социально-педагогического партнерства.
Цель работы апробационной площадки МОБУ СОШ №10 в 2010-2011 учебном году – отработка механизма внедрения ФГОС перед массовым переходом на новые образовательные стандарты с 1сентября 2011 года. Предметом пристального внимания в процессе деятельности нашей школы в качестве аппробпционной площадки являлась разработка, утверждение и реализация основной образовательной программы начального общего образования.Новыми стандартами определены требования к ее структуре, к результатам освоения и требования к условиям реализации.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и через внеурочную деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течении дня.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель внеурочной деятельности:
- развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;
- содействие личностному и профессиональному самоопределению;
- адаптация к жизни в обществе;
- приобщение к здоровому образу жизни.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,
в таких формах как
- экскурсии,
- кружки,
- секции,
- круглые столы,
- конференции,
- диспуты,
- школьные научные общества,
- олимпиады,
- соревнования,
- поисковые и научные исследования,
- общественно полезные практики.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Выделяются следующие виды внеурочной деятельности :
- проблемно-ценностное общение,
- досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение),
- художественное творчество,
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность),
- техническое творчество,
- трудовая (производственная) деятельность,
- спортивно-оздоровительная деятельность,
- туристско-краеведческая деятельность,
- игровая,
- познавательная.
Реализация внеурочной деятельности в первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов. Это деятельность воспитывающая, а не досуговая или дополнительная в изучении предметов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться оценивать, действовать, чувствовать, принимать решения.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
Школой были организованы следующие этапы:
- Проектный: диагностика интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении с учетом возможностей ресурсов.
- Организационно-деятельностный: создание и функционирование разработанной модели внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения.
- Аналитический: анализ реализуемой модели внеурочной деятельности.
Младший школьный возраст – сензитивный период в развитии ценностно- смыслового отношения личности к окружающему миру. В это время происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития личности в дальнейшем. Именно поэтому необходимо создавать условия для формирования ценностных ориентаций нравственно-экологического характера у учащихся начального общего образования.
Каждая школа по своему ищет пути решения этой задачи. Но привлечение внешних ресурсов позволит сделать этот процесс более эффективным, так как любая «открытая» система способна к более качественному саморазвитию. Необходима интеграция школы с другими учреждениями с целью увеличения спектра разнообразия внеурочной деятельности младших школьников, контексте становления нравственно-экологических ценностей учащихся.
Предлагается несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования;
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
- инновационно-образовательная модель.
Проведя мониторинг, и учитывая все возможности образовательного учреждения, МОБУ СОШ №10 выбрала инновационно–образовательную модель организации внеурочной деятельности. Данная модель опирается на:
- деятельность инновационной экспериментальной площадки;
- апробацию и внедрение новых программ,
- тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования культуры и спорта, муниципальной методической службой, научными организациями.
Таким образом, определена основная задача: необходима интеграция школы с другими учреждениями с целью увеличения спектра разнообразия внеурочной деятельности младших школьников, в контексте становления нравственно-экологических ценностей учащихся.
Используется комплекс условий реализации модели внеурочной деятельности:
- нормативно-правовые — НП;
- финансово-экономические — ФЭ;
- кадровые — К;
- материально-технические — МТ;
- социально-психологические — СП;
- организационно-управленческие — ОУ;
- информационно-методические — ИМ.
На основании социально-педагогического партнерства были заключены договора взаимодействия с учреждениями дополнительного образования МОУ ДОД «СЮН» и «МОУ ДОД«ЦВР», учреждением культуры ЦТ ДБ им. Горького для реализации программ внеурочной деятельности по основным направлениям для первых классов. Учителя и педагоги дополнительного образования МОБУ СОШ №10 разработали программы внеурочной деятельности.
В следующей таблице представлены программы для осуществления внеурочной деятельности по пяти направлениям:
Результаты мониторинга показывают выбор направлений деятельности по классам:
![]() |
![]() |
![]() |
На пути формирования компетенций
- коммуникативной
- информационной
- организационной
создаются все условия для личностного роста и развития творческих интересов. Первоклассники были охвачены разнообразными видами деятельности, способствующими их личностному росту, саморазвитию, расширению коммуникативных возможностей. Ребята работали над индивидуальными и коллективными проектами. Творческие работы представлены на примере результатов деятельности студии «Природа и фантазия» (коллективные и индивидуальные проекты).
Результат деятельности «Шахматного клуба» — увлекательные шахматные турниры.
Программы «Мой родной край», «Памятные места Таганрога» способствуют формированию гражданской позиции, воспитанию у обучающихся любви к своей малой Родине, родному городу, гордости его историей.
Программы «Азбука нравственности» и «Культура поведения в общественных местах» формируют коммуникативную компетенцию и помогают адаптироваться в современном социуме.
«Мир танца» развивает эстетический вкус и помогает релаксации обучающихся после учебного дня.
Результатом занятий разнообразной внеурочной деятельностью было активное участие младших школьников в различных внеклассных и общешкольных мероприятиях, где наблюдалась их творческая активность и большой интерес.
В конце 2010-2011 учебного года было проведено анкетирование обучающихся 1 классов по результатам выбора направлений внеурочной деятельности. На диаграмме указано, что большинство обучающихся хотели бы продолжить занятия по выбранным направлениям и небольшое количество ребят хотели бы выбрать другие направления.
Образовательное учреждение может реализовать часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.
В период работы осеннего и летнего школьного лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательного учреждения была организована работа «Шахматного клуба», работа по программам «Знакомство с творчеством детских писателей», «Памятные места Таганрога», «Природа и фантазия», «Мир танца», что способствовало разнообразию досуговой деятельности воспитанников.
В 2011-2012 учебном году наша школа планирует расширить взаимодействие с организациями дополнительного образования на основе социально-педагогического партнёрства.
В данной таблице представлено расширенное взаимодействие с МОУ ДОД «ДДТ», «СЮН», «ЦВР»:
Введение ФГОС НОО – это модернизация российского образования, последовательная реализация системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе, создание комфортной образовательной среды, высокое качество образования, его доступность и привлекательность, интеграция учебной и внеурочной деятельности, способствующие духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Выбор нашей школой инновационно – образовательной модели организации внеурочной деятельности в условиях социально-педагогического партнёрства – наиболее эффективный способ реализации основных направлений ФГОС НОО обучающихся.
План методической работы по введению ФГОС НОО доступен здесь
Презентация «Модель взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования в условиях реализации ФГОС НОО» доступна здесь
288 просмотров