ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007№309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные федеральные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС в1 классах во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011-2012 учебного года.

С целью подготовки организованного перехода на новые федеральные образовательные стандарты начального образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и модернизациии российского образования с 2010-2011 учебного года МОБУ СОШ №10 осуществляет опережающее введение ФГОС начального общего образования, работая в режиме апробационной площадки уровня образовательного учреждения, максимально используя возможности группы продлённого дня при организации внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в условиях социально-педагогического партнерства.

Цель работы апробационной площадки МОБУ СОШ №10 в 2010-2011 учебном году – отработка механизма внедрения ФГОС перед массовым переходом на новые образовательные стандарты с 1сентября 2011 года. Предметом пристального внимания в процессе деятельности нашей школы в качестве аппробпционной площадки являлась разработка, утверждение и реализация основной образовательной программы начального общего образования.Новыми стандартами определены требования к ее структуре, к результатам освоения и требования к условиям реализации.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и через внеурочную деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течении дня.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности:

  • развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;
  • содействие личностному и профессиональному самоопределению;
  • адаптация к жизни в обществе;
  • приобщение к здоровому образу жизни.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное,

в таких формах как

  • экскурсии,
  • кружки,
  • секции,
  • круглые столы,
  • конференции,
  • диспуты,
  • школьные научные общества,
  • олимпиады,
  • соревнования,
  • поисковые и научные исследования,
  • общественно полезные практики.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Выделяются следующие виды внеурочной деятельности :

  • проблемно-ценностное общение,
  • досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение),
  • художественное творчество,
  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность),
  • техническое творчество,
  • трудовая (производственная) деятельность,
  • спортивно-оздоровительная деятельность,
  • туристско-краеведческая деятельность,
  • игровая,
  • познавательная.

Реализация внеурочной деятельности в первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов. Это деятельность воспитывающая, а не досуговая или дополнительная в изучении предметов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться оценивать, действовать, чувствовать, принимать решения.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.

Школой были организованы следующие этапы:

  1. Проектный: диагностика интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении с учетом возможностей ресурсов.
  2. Организационно-деятельностный: создание и функционирование разработанной модели внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения.
  3. Аналитический: анализ реализуемой модели внеурочной деятельности.

Младший школьный возраст – сензитивный период в развитии ценностно- смыслового отношения личности к окружающему миру. В это время происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития личности в дальнейшем. Именно поэтому необходимо создавать условия для формирования ценностных ориентаций нравственно-экологического характера у учащихся начального общего образования.

Каждая школа по своему ищет пути решения этой задачи. Но привлечение внешних ресурсов позволит сделать этот процесс более эффективным, так как любая «открытая» система способна к более качественному саморазвитию. Необходима интеграция школы с другими учреждениями с целью увеличения спектра разнообразия внеурочной деятельности младших школьников, контексте становления нравственно-экологических ценностей учащихся.

Предлагается несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования;
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  • инновационно-образовательная модель.

Проведя мониторинг, и учитывая все возможности образовательного учреждения, МОБУ СОШ №10 выбрала инновационно–образовательную модель организации внеурочной деятельности. Данная модель опирается на:

  • деятельность инновационной экспериментальной площадки;
  • апробацию и внедрение новых программ,
  • тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования культуры и спорта, муниципальной методической службой, научными организациями.

Таким образом, определена основная задача: необходима интеграция школы с другими учреждениями с целью увеличения спектра разнообразия внеурочной деятельности младших школьников, в контексте становления нравственно-экологических ценностей учащихся.

Используется комплекс условий реализации модели внеурочной деятельности:

  • нормативно-правовые — НП;
  • финансово-экономические — ФЭ;
  • кадровые — К;
  • материально-технические — МТ;
  • социально-психологические — СП;
  • организационно-управленческие — ОУ;
  • информационно-методические — ИМ.

На основании социально-педагогического партнерства были заключены договора взаимодействия с учреждениями дополнительного образования МОУ ДОД «СЮН» и «МОУ ДОД«ЦВР», учреждением культуры ЦТ ДБ им. Горького для реализации программ внеурочной деятельности по основным направлениям для первых классов. Учителя и педагоги дополнительного образования МОБУ СОШ №10 разработали программы внеурочной деятельности.

В следующей таблице представлены программы для осуществления внеурочной деятельности по пяти направлениям:

Результаты мониторинга показывают выбор направлений деятельности по классам:

 

На пути формирования компетенций

  • коммуникативной
  • информационной
  • организационной

создаются все условия для личностного роста и развития творческих интересов. Первоклассники были охвачены разнообразными видами деятельности, способствующими их личностному росту, саморазвитию, расширению коммуникативных возможностей. Ребята работали над индивидуальными и коллективными проектами. Творческие работы представлены на примере результатов деятельности студии «Природа и фантазия» (коллективные и индивидуальные проекты).
Результат деятельности «Шахматного клуба» — увлекательные шахматные турниры.
Программы «Мой родной край», «Памятные места Таганрога» способствуют формированию гражданской позиции, воспитанию у обучающихся любви к своей малой Родине, родному городу, гордости его историей.
Программы «Азбука нравственности» и «Культура поведения в общественных местах» формируют коммуникативную компетенцию и помогают адаптироваться в современном социуме.
«Мир танца» развивает эстетический вкус и помогает релаксации обучающихся после учебного дня.
Результатом занятий разнообразной внеурочной деятельностью было активное участие младших школьников в различных внеклассных и общешкольных мероприятиях, где наблюдалась их творческая активность и большой интерес.

В конце 2010-2011 учебного года было проведено анкетирование обучающихся 1 классов по результатам выбора направлений внеурочной деятельности. На диаграмме указано, что большинство обучающихся хотели бы продолжить занятия по выбранным направлениям и небольшое количество ребят хотели бы выбрать другие направления.
Образовательное учреждение может реализовать часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.
В период работы осеннего и летнего школьного лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательного учреждения была организована работа «Шахматного клуба», работа по программам «Знакомство с творчеством детских писателей», «Памятные места Таганрога», «Природа и фантазия», «Мир танца», что способствовало разнообразию досуговой деятельности воспитанников.
В 2011-2012 учебном году наша школа планирует расширить взаимодействие с организациями дополнительного образования на основе социально-педагогического партнёрства.

В данной таблице представлено расширенное взаимодействие с МОУ ДОД «ДДТ», «СЮН», «ЦВР»:

Введение ФГОС НОО – это модернизация российского образования, последовательная реализация системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе, создание комфортной образовательной среды, высокое качество образования, его доступность и привлекательность, интеграция учебной и внеурочной деятельности, способствующие духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Выбор нашей школой инновационно – образовательной модели организации внеурочной деятельности в условиях социально-педагогического партнёрства – наиболее эффективный способ реализации основных направлений ФГОС НОО обучающихся.

План методической работы по введению ФГОС НОО доступен здесь

Презентация «Модель взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования в условиях реализации ФГОС НОО» доступна здесь

 799 просмотров