Одаренные дети

Программа работы с одарёнными детьми.

Цель программы:

  • совершенствование системы работы с одаренными детьми МОБУ СОШ № 10 г.Таганрога;
  • создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей.

Задачи программы:

  • создание оптимальной сети дополнительного образования для удовлетворения потребностей одаренных детей;
  • проведение мероприятий с целью демонстрации достижений детей в различных сферах деятельности; обеспечение участия в областных, региональных, федеральных мероприятиях;
  • стимулирование одаренных детей;
  • формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей;
  • обеспечение сетевого взаимодействия МОБУ СОШ № 10 с учреждениями дополнительного образования детей;
  • повышение профессионального мастерства наставников одаренных детей.

Основные мероприятия:

  • формирование системы выявления и развития одаренных детей;
  • осуществление поддержки одаренных детей;
  • осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
  • дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ);
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для выявления одаренных детей необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК; накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Выявление и развитие способностей детей в МОБУ СОШ № 10 является приоритетным направлением.

Развитию творческих способностей детей способствует дополнительное образование: сеть кружков и факультативов, обучение ребят в музыкальных школах, Доме детского художественного творчества и Детской художественной школе, кружках, созданных на базе ЦВР. Совместная работа школы и учреждений дополнительного образования способствует формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, художественной (изобразительное, прикладное искусство, музыка), двигательной (любительский спорт), в творчестве, общении и лидерстве. По каждому направлению сложилась система мероприятий. Результат её реализации — победы детей МОБУ СОШ № 10 на муниципальном, региональном федеральном уровне. Одним из направлений, способствующим интеллектуальному развитию детей, стало обучение в очно-заочных многопредметных школах, специализированных курсах, активное участие в интеллектуальных играх «Кенгуру», «Русский Медвежонок», «Золотое руно», «Молодежных чемпионатах для одаренных детей».

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование системы, выявления, поддержки и развития одаренных детей;
  • увеличение количества одаренных детей, в том числе победителей и призеров мероприятий всех уровней;
  • создание системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными школьниками;
  • внедрение в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения;
  • создание системы мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов;
  • удовлетворение спроса родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников.