Программа работы с одарёнными детьми.
Цель программы:
- совершенствование системы работы с одаренными детьми МОБУ СОШ № 10 г.Таганрога;
- создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей.
Задачи программы:
- создание оптимальной сети дополнительного образования для удовлетворения потребностей одаренных детей;
- проведение мероприятий с целью демонстрации достижений детей в различных сферах деятельности; обеспечение участия в областных, региональных, федеральных мероприятиях;
- стимулирование одаренных детей;
- формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей;
- обеспечение сетевого взаимодействия МОБУ СОШ № 10 с учреждениями дополнительного образования детей;
- повышение профессионального мастерства наставников одаренных детей.
Основные мероприятия:
- формирование системы выявления и развития одаренных детей;
- осуществление поддержки одаренных детей;
- осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
- дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ);
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Для выявления одаренных детей необходимо решить следующие задачи:
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК; накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
- знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Выявление и развитие способностей детей в МОБУ СОШ № 10 является приоритетным направлением.
Развитию творческих способностей детей способствует дополнительное образование: сеть кружков и факультативов, обучение ребят в музыкальных школах, Доме детского художественного творчества и Детской художественной школе, кружках, созданных на базе ЦВР. Совместная работа школы и учреждений дополнительного образования способствует формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, художественной (изобразительное, прикладное искусство, музыка), двигательной (любительский спорт), в творчестве, общении и лидерстве. По каждому направлению сложилась система мероприятий. Результат её реализации — победы детей МОБУ СОШ № 10 на муниципальном, региональном федеральном уровне. Одним из направлений, способствующим интеллектуальному развитию детей, стало обучение в очно-заочных многопредметных школах, специализированных курсах, активное участие в интеллектуальных играх «Кенгуру», «Русский Медвежонок», «Золотое руно», «Молодежных чемпионатах для одаренных детей».
Ожидаемые результаты:
- совершенствование системы, выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- увеличение количества одаренных детей, в том числе победителей и призеров мероприятий всех уровней;
- создание системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными школьниками;
- внедрение в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения;
- создание системы мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов;
- удовлетворение спроса родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников.
875 просмотров